Особенности трудоустройства бывших госслужащих

Статья на тему: "Особенности трудоустройства бывших госслужащих" с полным описанием тематики. Мы постарались раскрыть тему понятным языком. Если возникнут вопросы задавайте их дежурному консультанту.

Правила приема на работу бывшего госслужащего

Государственные служащие – это специалисты с высокой квалификацией. Связано это с повышенными требованиями, предъявляемыми при приеме на госслужбу. Этим объясняется охотный прием этих сотрудников на работу. Однако в отношении госслужащих применяется ряд правил и ограничений. О них должны знать работодатели.

Нормативные акты

В статье 64.1 ТК РФ указано, что при приеме лица в фирму работодатель должен поставить в известность об этом факте представителей государственного органа, в котором был занят служащий. Ряд ограничений накладывается и на самого сотрудника. Предостережения связаны с тем, что госслужащие могут располагать важными сведениями, полученными в ходе государственной работы.

Эта информация может считаться государственной тайной. То есть ее нельзя применять для коммерческих нужд на основании части 3 статьи 17 ФЗ от 27.07.2004 №79.

В части 1 статьи 64.1 ТК РФ приведены ограничения относительно трудоустройства в структуры, в которых госслужащие работали ранее. Сделать это можно исключительно при наличии одобрения комиссии. Комиссия проверяет наличие конфликта интересов и коррупционной составляющей. Если ничего подобного нет, предоставляется разрешение на трудоустройство. В части 1 статьи 17 ФЗ от 25.12.2008 №273 приведено еще одно ограничение.

В частности, госслужащий может быть принят на работу только в том случае, если его зарплата в компании будет составлять меньше 100 000 рублей. Если предполагается более высокая зарплата, для трудоустройства нужно получить одобрение комиссии. Особенности ее организации и порядок деятельности оговорены в Указе Президента от 01.07.2010 №821. Рассмотрим все акты, регулирующие устройство на работу бывшего госслужащего:

  • ТК РФ.
  • ФЗ о госслужбе.
  • ФЗ №273 от 25 декабря 2008 года.
  • Указ Президента №821 от 1 июля 2010 года.

В части 1 статьи 12 ФЗ №273 указано, что уведомлять государственный орган о трудоустройстве нужно в течение 2 лет после увольнения из структуры. Кроме того, нормативные акты устанавливают необходимость проверки трудовых или гражданско-правовых соглашений, на основании которых служащий будет работать в компании. Проверяются они на предмет наличия коррупционной составляющей.

Должности, в отношении которых действуют правила

Не все госслужащие имеют доступ к государственной тайне. Следовательно, ограничения действуют в отношении не всех соискателей. Перечень госслужащих оговорен в Указе Президента от 18.05.2009 №557. Рассмотрим его:

  • Руководство, представляющее исполнительную власть.
  • Военное руководство.
  • Административно-хозяйственные работники.
  • Сотрудники, занятые на организационно-распорядительной, контрольной работе.
  • Распорядители бюджетных средств.
  • Распорядители имущества.
  • Лица, занятые выдачей лицензии.
  • Распределители технических объектов.

Все эти госслужащие должны соблюдать установленные ограничения.

Особенности уведомления

При оформлении трудового соглашения с бывшим трудящимся, который работал в государственных органах менее 2 лет назад, нужно направить в эти органы уведомление в письменной форме. Отправляется оно именно в тот орган, в котором работал сотрудник. Уведомление нужно направить так, чтобы не допустить появления претензий. В частности, нельзя допустить, чтобы государственные структуры обвинили работодателя в отсутствии уведомления. Для этого нужно иметь документы, подтверждающие отправку и доставку.

К примеру, это может быть заказное письмо с уведомлением. Отправлять его нужно по точному адресу государственной структуры.

Уведомление отправлять нужно обязательно. Обусловлено это тем, что в течение 2 лет государственные структуры имеют право следить за деятельностью своих бывших сотрудников. Это оговорено в статье 12 ФЗ «О противодействии коррупции» №280. Аналогичная норма содержится в статье 64.1 ТК РФ. Однако работодатель может не отправлять уведомление в том случае, если служащий был занят на должностях, не включенных в этот список:

  • Содержащийся в Указе №557.
  • Установленный законом федеративного субъекта, в котором работал госслужащий.

Если у работодателя возникли сомнения в необходимости отправки уведомления, отправить сообщение все-таки рекомендуется. Это позволит не допустить применения штрафных санкций.

[3]

ВАЖНО! Уведомление нужно отправлять в течение 10 суток со дня подписания трудового соглашения.

У бывшего госслужащего также возникает ряд обязанностей. В частности, он должен уведомить работодателя о своей работе в государственных структурах в прошлом. Также он должен рассказать, на какой именно должности он работал. Письменного уведомления составлять не требуется. Вполне достаточно устного предупреждения. Связана эта особенность с тем, что все требуемые сведения и так содержатся в трудовой книжке.

Содержание уведомления

Установленного образца уведомления нет. Составляться оно может в свободной форме. Однако в нем четко и понятно должна быть изложена информация. В частности, в уведомлении должны содержаться эти сведения:

  • ФИО служащего.
  • Должность, которую работодатель занимал в государственном органе.
  • Наименование государственной структуры.
  • Сведения о распоряжении о приеме в компанию (номер, дата).
  • Дата заключения трудового соглашения.

Уведомление нужно распечатать на фирменном бланке. Если фирменного бланка нет, нужно проставить в правом верхнем углу штамп с реквизитами ЮЛ. На бумаге ставится подпись руководителя или уполномоченного лица. Бумагу следует направлять заказным письмом с уведомлением. Также не помешает сделать опись вложений, иначе государственная структура может обвинить фирму в том, что в конверте ничего не было. Квитанцию и полученное уведомление о получении письма рекомендуется хранить в течение 6 лет. Именно на протяжении этого периода документы могут запросить.

Ответственность за сокрытие информации

Если служащий скроет информацию, работодатель может уволить его при раскрытии правды. Соответствующее правило оказано в статье 84 ТК РФ. Увольнение производится на основании пункта 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Если работодатель не отправил уведомление, он привлекается к административной ответственности в форме штрафа. Размеры штрафов согласно статье 19.29 КоАП РФ:

  • 20 000-50 000 рублей для ИП и должностных лиц.
  • 100 000-500 000 рублей для ЮЛ.

Ответственность может налагаться на протяжении 6 лет после оформления лица на работу. Если фирма уволила работника раньше этого срока, это не освобождает ее от штрафа. Работодатель может избежать санкций в том случае, если он докажет, что сокрытие информации было не по его вине. То есть нужно доказать, что сведения скрыл именно сотрудник. В качестве доказательств можно предъявить эти аргументы:

  • Сотрудник заявил, что трудовая книжка утеряна. В связи с этим была заведена новая книжка.
  • Сотрудник был занят на основании гражданско-правового соглашения.
Читайте так же:  Отмена и изменение завещания

В качестве доказательств работодатель должен предъявить документы.

К СВЕДЕНИЮ! Основная функция всех рассматриваемых предосторожностей – предупреждение коррупции и различных махинаций.

Особенности приема на работу бывшего государственного (муниципального) служащего

«Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 8

При приеме на работу нового сотрудника и ознакомлении с его трудовой книжкой работодатель может обнаружить, что ранее данное лицо состояло на государственной или муниципальной службе. К подобной ситуации необходимо подойти с особенным вниманием. Нужно соблюсти правовые нормы, устанавливающие дополнительные обязанности для работодателя в целях противодействия коррупции.

Какие особенности предусмотрены действующим законодательством для трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих? Какая ответственность установлена за нарушение условий заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим?

[2]

Условия заключения трудового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим

Особенности трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих определены в ст. 64.1 ТК РФ, а также в ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ). Данные правовые нормы установлены в целях противодействия коррупции, исключения возможности какого-либо коррупционного взаимодействия бывшего государственного (муниципального) служащего с тем органом, в котором он ранее находился на службе.

Во-первых, граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного (муниципального) управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Порядок формирования данных комиссий и ведения ими деятельности определяется Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

В целях получения указанного согласия гражданин в порядке, установленном нормативным правовым актом соответствующего государственного органа, в письменной форме обращается в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо к должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (Письмо Минтруда России от 30.12.2013 N 18-2/4074). Необходимо отметить, что принятие решения об обращении в комиссию в целях получения согласия на трудоустройство является обязанностью гражданина (бывшего государственного служащего). Несоблюдение гражданином данного требования в соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с ним.

Данная норма относится лишь к тем организациям, в отношении которых ранее государственный (муниципальный) служащий осуществлял управленческие функции. В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ под функциями государственного, муниципального (административного) управления организацией понимаются полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений. В Письме Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования» даются разъяснения о функциях государственного (муниципального) управления. Осуществление функций государственного управления предполагает в том числе:

  • размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
  • осуществление государственного надзора и контроля;
  • подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);
  • лицензирование отдельных видов деятельности, выдачу разрешений на выполнение отдельных видов работ и осуществление иных действий;
  • проведение государственной экспертизы и выдачу заключений;
  • участие государственного служащего в осуществлении оперативно-разыскной деятельности, а также деятельности, связанной с предварительным следствием и дознанием по уголовным делам.

В этом случае у гражданина для замещения должности в новой организации должно быть согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, созданной в соответствующем органе, если гражданин трудоустраивается в течение двух лет после увольнения со службы. По истечении двух лет после увольнения такого согласия не требуется. Еще раз отметим, что ответственность за нарушение данной нормы несет сам гражданин.

Во-вторых, определено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

В-третьих, действующим законодательством предусмотрены обязательные нормы и для нового работодателя. Самым важным при заключении трудового договора с бывшим чиновником является соблюдение следующей обязанности работодателя: работодатель при заключении трудовых договоров с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении таких договоров представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Порядок сообщения бывшему работодателю гражданина о его новом месте работы установлен Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700. Так, предусмотрено, что в письме, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
  • число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);
  • должность государственной или муниципальной службы, которую гражданин замещал непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
  • наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));
  • дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
  • дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
  • наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);
  • должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой ему работы).
Читайте так же:  В какой срок и в каком порядке оплачивается больничный после увольнения

Письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы). Письмо направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с гражданином. При этом целесообразно направлять письма таким образом, чтобы оставалось какое-либо подтверждение исполнения новым работодателем установленной обязанности (например, отправить заказное письмо с описью вложения или представить письмо непосредственно в орган сотруднику, принимающему документы, который может поставить штамп и подпись о приеме документа на его втором экземпляре).

Также необходимо обратить внимание на то, что во всех случаях идет речь только о гражданах, которые ранее замещали должности, включенные в соответствующий перечень. Требуется пояснить, что данный перечень должностей может различаться в разных органах. Как правило, такой перечень утверждается в самом органе и может быть не опубликован, в связи с чем у работодателя нет возможности с ним ознакомиться и установить, входила ли должность, которую ранее замещал новый сотрудник, в этот перечень. В отдельных случаях найти в открытом доступе указанный перечень просто нет возможности, например, если он утвержден приказом ФСБ и является документом для служебного пользования (ДСП). В связи с этим рекомендуем направлять указанные выше письма во всех случаях трудоустройства бывших чиновников.

Ответственность за нарушение порядка трудоустройства бывшего государственного (муниципального) служащего

В соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от 2000 до 4000 руб.;
  • на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Судебная практика по делам о привлечении работодателей к ответственности по данной норме довольно обширная. В качестве примера можно рассмотреть Постановление Хабаровского краевого суда от 28.03.2014 по делу N 4а-134/2014.

Так, постановлением мирового судьи общество привлечено к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб. за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, выразившимся в неизвещении в 10-дневный срок с момента заключения трудового договора работодателя государственного служащего по последнему месту его службы.

Решением районного судьи постановление мирового судьи оставлено без изменения. Судебные решения вступили в законную силу.

В надзорной жалобе законный представитель юридического лица просит уменьшить размер административного штрафа, ссылаясь на то, что неизвещение о приеме на работу бывшего сотрудника МВД не повлекло каких-либо последствий, не обнаружено коррупционных действий, прокуратурой не проводилась разъяснительная работа о нововведениях в законодательстве, в настоящее время у юридического лица тяжелое материальное положение.

В ходе проверки материалов дела оснований для отмены либо изменения судебных решений не установлено.

Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в том числе постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, приказом об увольнении гражданина (нового сотрудника) из государственного органа, приказом о приеме указанного лица на работу в общество, копией его трудовой книжки, трудовым договором.

Из трудовой книжки гражданина видно, что он прослужил непрерывно в государственных органах внутренних дел определенное время. Поэтому при приеме его на работу в общество работник отдела кадров не был лишен возможности уточнить у гражданина, какую должность тот занимал в органе, однако не сделал этого, за что организация была оштрафована на сумму, равную 100 000 руб.

Аналогичные ситуации рассмотрены в Постановлениях Магаданского областного суда от 19.02.2014 по делу N 4а-117/2013, Тамбовского областного суда от 17.02.2014 по делу N 4-а-335, Алтайского краевого суда от 30.12.2013 по делу N 4а-758/2013 и др.

Отметим, что под работодателем в данном случае понимается не только организация, но и индивидуальный предприниматель (ст. 20 ТК РФ). И наказываются индивидуальные предприниматели в том же порядке, что и организации. При этом в силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут ответственность как должностные лица. В качестве примера привлечения к ответственности индивидуального предпринимателя по рассматриваемому вопросу можно привести Постановление Пермского краевого суда от 22.08.2012 по делу N 44а-721.

Таким образом, если к работодателю приходит гражданин, ранее замещавший должность государственной или муниципальной службы, необходимо проверить, когда он был уволен со службы. Если гражданин уволился со службы в течение двух последних лет, нужно в течение 10 календарных дней подготовить и направить письмо с обязательным указанием всех необходимых сведений в орган, в котором гражданин находился на службе, оставив у себя подтверждение направления данного письма. В противном случае работодатель может быть привлечен к ответственности.

Читайте так же:  Как вернуть утюг надлежащего качества в магазин

Энциклопедия решений. Особенности приема на работу бывших государственных и муниципальных служащих

Видео (кликните для воспроизведения).

Особенности приема на работу бывших государственных и муниципальных служащих

Для граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ (далее — бывшие государственные и муниципальные служащие), статьей 64.1 ТК РФ и статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон N 273-ФЗ) предусмотрены особенности приема на работу.

1. Если бывший государственный или муниципальный служащий в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы устраивается на работу в организацию, отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления которой входили в его должностные (служебные) обязанности, то заключение трудового договора между таким гражданином и указанной организацией возможно только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (ч. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, часть первая ст. 64.1 ТК РФ).

В соответствии с ч. 1.1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации в течение 7 дней со дня поступления указанного обращения и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение 1 рабочего дня.

Это уведомление на основании части второй ст. 65 ТК РФ необходимо рассматривать в качестве обязательного в такой ситуации документа, предъявляемого при приеме на работу. Вместе с тем, как указано в Разъяснениях. приведенных в письме Минтруда России от 22.06.2012 N 17-1/10/1-248 (далее — Разъяснения Минтруда), принятие решения о необходимости получения согласия комиссии является ответственностью гражданина (бывшего служащего). Гражданин в целях принятия такого решения должен самостоятельно оценить, входило ли в его должностные (служебные) обязанности осуществление отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации, в которую он планирует устраиваться на работу. Поэтому, полагаем, работодатель не вправе требовать от бывшего служащего, поступающего к нему на работу, предоставления документа, подтверждающего факт согласия комиссии на заключение трудового договора, поскольку организация в любом случае не в состоянии сама оценить необходимость наличия такого документа. Если обнаружится нарушение бывшим служащим требований ч. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, трудовой договор с ним подлежит прекращению по п. 11 части первой ст. 77 ТК РФ.

2. Бывшие государственные и муниципальные служащие в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых договоров обязаны сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (часть вторая ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Как следует из указанных норм, данная обязанность возложена на всех бывших государственных и муниципальных служащих, занимавших должности, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, вне зависимости от того, входили или нет в их должностные обязанности отдельные функции государственного (муниципального) управления организацией, в которую они принимаются на работу. На это также обращено внимание в Разъяснениях Минтруда. Несоблюдение бывшим служащим указанного требования влечет прекращение трудового договора (ч. 3 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).

В свою очередь работодатель при заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщить об этом представителю нанимателя (работодателю) служащего по последнему месту его службы (часть третья ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Правила сообщения утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29.

Невыполнение работодателем указанной обязанности является правонарушением и влечет административную ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ. Как разъяснил Верховный Суд РФ, несоблюдение работодателем ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы (вопрос 7 из Обзора судебной практики за четвертый квартал 2012 г., пункты 1 и 2 Обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016). Вместе с тем отсутствие у работодателя сведений о замещении гражданином в течение предшествующих трудоустройству 2 лет должности государственной (муниципальной) службы свидетельствует об отсутствии его вины и, соответственно, состава административного правонарушения (п. 6 Обзора судебной практики по ст. 19.29 КоАП РФ).

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ соответствующая обязанность у работодателя не возникает, если бывший служащий принимается на работу по трудовому договору в государственный (муниципальный) орган либо в государственное (муниципальное) казенное учреждение, поскольку в этом случае исполнение должностных обязанностей не связано с коррупционными рисками и не может повлечь возникновение коллизии публичных и частных интересов (п. 3 Обзора судебной практики по ст. 19.29 КоАП РФ). В постановлении от 12.05.2016 N 45-АД16-5 судья Верховного Суда РФ применил точно такую же логику в отношении государственного бюджетного учреждения, но в указанном Обзоре эта позиция отражения не нашла.

Оба требования закона распространяются не на всех бывших государственных и муниципальных служащих, а лишь на занимавших должности, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ. Соответствующий перечень должностей федеральной государственной службы утвержден Указом Президента РФ от 21.07.2010 N 925. Перечни же должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и должностей муниципальной службы утверждаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответственно.

Как следует поступить бывшему служащему и его новому работодателю в случае, если орган, в котором он замещал должность, упразднен, разъяснил Минтруд России в письме от 01.07.2016 N 18-2/В-421. По мнению чиновников, в период работы ликвидационной комиссии уведомление работодателя о заключении с бывшим служащим трудового договора, а также заявление служащего о получении согласия комиссии на заключение такого договора надлежит представлять в установленном порядке в упраздняемый орган. После завершения работы ликвидационной комиссии эти сведения следует направлять в орган, который является правопреемником упраздненного. Если функции упраздненного органа распределены между несколькими правопреемниками, соответствующие сведения необходимо направлять в тот орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение служащим своих должностных обязанностей по ранее замещаемой должности.

Читайте так же:  Защита прав потребителей в москве

Разъясняем законодательство

Особенности трудоустройства бывших госслужащих

Вопрос: Слышал, что граждане, ранее замещавшие должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения обязаны при трудоустройстве сообщать о последнем месте службы. Обязательны ли такие требования? Какие негативные последствия для меня и моего работодателя может повлечь их невыполнение?

Отвечает и. о. прокурора Пристенского района Иванов А.Г.: В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы данного требования влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином.

Кроме того, работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящий момент такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы».

Важно знать, что привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных ФЗ «О противодействии коррупции», влечет административную ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Особенности трудоустройства бывших чиновников

«Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 7

Как показывает практика, далеко не все работодатели знают, что в отношении бывших государственных (муниципальных) служащих (далее — служащие) действует особый порядок приема на работу: о заключенных с ними трудовых или гражданско-правовых договорах необходимо сообщать по последнему месту их службы. В статье расскажем, в каких случаях представление сведений о трудоустройстве лиц, ранее замещавших должности государственной (муниципальной) службы, является обязательным, в какой срок и в каком порядке нужно подавать такие сведения, когда требуется разрешение конфликтной комиссии, а также какие санкции предусмотрены за нарушение порядка приема на работу бывших служащих.

Об обязанности работодателя

Обязанности работодателя, который принимает на работу бывшего служащего, установлены ст. 64.1 ТК РФ, п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ). Во исполнение названных норм работодатель, заключивший трудовой (гражданско-правовой) договор с лицом, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы, обязан уведомить об этом представителя нанимателя (работодателя) бывшего служащего по последнему месту его работы.

Причем одновременно должны выполняться следующие условия:

  • ранее замещаемая должность служащего включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ. Это Перечень должностей, утвержденный Указом Президента РФ N 557 , органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также ведомственными нормативными правовыми актами;
  • после освобождения от замещаемой должности бывшего служащего и увольнения его со службы не прошло двух лет. Считают этот период со дня, следующего за днем увольнения (ст. 14 ТК РФ);
  • сумма вознаграждения по гражданско-правовому договору, заключенному с бывшим служащим, превышает за месяц 100 тыс. руб. Отметим, что размер месячной оплаты труда при заключении трудового договора не имеет значения.

Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Обратите внимание! Гражданин, чья должность включена в Перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения со службы обязан сообщать работодателю сведения о замещении им должностей государственной или муниципальной службы, иначе ему грозит увольнение (ст. 64.1 ТК РФ, п. п. 2, 3 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ).

Если указанные выше условия не выполняются, представлять сведения о трудоустройстве бывшего служащего не нужно.

Также не требуется сообщать о заключении с бывшим служащим трудового (гражданско-правового) договора в случае, когда он устраивается на работу в государственный (муниципальный) орган на должность государственной (муниципальной) службы. Обоснованность данной позиции подтверждается разъяснениями Минтруда (п. 2 разд. IV Письма Минтруда России от 18.07.2013 N 18-2/10/2-4038) и судебной практикой (Постановления ВС РФ от 11.11.2013 N 43-АД13-2, от 11.03.2014 N 7-АД14-2, от 28.03.2014 N 53-АД14-1, от 31.03.2014 N 46-АД14-10, от 13.05.2014 N 70-АД14-2, от 22.05.2014 N 64-АД14-3, от 26.05.2014 N N 46-АД14-12, 46-АД14-13, 46-АД14-14, от 03.07.2014 N 70-АД14-4).

Читайте так же:  Как рассчитать фиксированные страховые взносы для ип

Порядок уведомления бывшего работодателя

Порядок уведомления бывшего работодателя о заключении трудового (гражданско-правового) договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, установлен Правилами .

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29.

Так, сообщать по последнему месту службы бывшего служащего следует в 10-дневный срок со дня заключения трудового (гражданско-правового) договора.

Уведомление должно направляться в письменном виде на бланке учреждения за подписью его руководителя (уполномоченного лица), заверенной печатью учреждения (кадровой службы), и содержать следующие сведения:

Образец уведомления о приеме на работу бывшего служащего приведен на с. 66.

Образец уведомления о приеме на работу бывшего служащего

Разрешение на трудоустройство

При наличии определенных обстоятельств прием на работу бывшего служащего должен быть согласован с комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее — конфликтная комиссия). Причем обращаться в конфликтную комиссию следует не учреждению, а бывшему служащему (ст. 64.1 ТК РФ, п. 1 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ).

Разрешение соответствующей комиссии требуется в случае, если в должностные (служебные) обязанности служащего в период прохождения им службы входили отдельные функции государственного или муниципального (административного) управления учреждением, в которое он трудоустраивается.

[1]

Поясним, что понимается под функциями государственного или муниципального (административного) управления учреждением. Это полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данного учреждения, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий учреждением, либо готовить проекты таких решений (п. 4 ст. 1 Федерального закона N 273-ФЗ).

Осуществление функций государственного управления предполагает, в частности (Письмо Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088):

Согласия конфликтной комиссии не требуется, если бывший служащий (Письмо Минтруда России от 22.06.2012 N 17-1/10/1-248):

  • переходит на работу в другой государственный (муниципальный) орган;
  • осуществлял отдельные функции управления, направленные на неопределенный круг лиц в конкретной сфере, в которой функционирует учреждение (подготовка правовых актов и иных управленческих решений, связанных с регулированием данной сферы деятельности), и при этом не совершал действий, которые могли способствовать возникновению у учреждений наряду с другими организациями в данной сфере привилегий и приоритетов.

В целях получения разрешения на трудоустройство бывший служащий в порядке, установленном нормативным правовым актом соответствующего органа, в письменной форме должен обратиться в подразделение кадровой службы органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо к должностному лицу кадровой службы, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (Письмо Минтруда России от 30.12.2013 N 18-2/4074).

Обращение гражданина рассматривается в течение семи дней со дня его поступления, и о принятом решении ему сообщается письменно в течение одного рабочего дня или устно в течение трех рабочих дней (п. 1.1 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ).

При отрицательном решении конфликтной комиссии работника следует уволить по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ: нарушение установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, исключающее возможность продолжения работы. Конкретизация данного вида увольнения содержится в ст. 84 ТК РФ, согласно которой трудовой договор прекращается вследствие его заключения в нарушение определенных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.

Ответственность работодателя

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора бывшего служащего с нарушением требований, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ.

Неисполнение работодателем обязанности об уведомлении о трудоустройстве бывшего служащего по последнему месту его службы признается правонарушением и влечет наложение административного штрафа (ст. 19.29 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Что касается сроков, в которые можно привлечь к ответственности, здесь применяется общее правило. Согласно п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шести лет со дня совершения такого правонарушения.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, еще раз напомним, что сообщать о трудоустройстве бывшего служащего по последнему месту его работы нужно только при одновременном выполнении следующих условий:

  • должность служащего включена в Перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ;
  • с момента увольнения служащего не прошло двух лет;
  • сумма вознаграждения по гражданско-правовому договору превышает за месяц 100 тыс. руб.

Уведомлять бывшего работодателя следует в 10-дневный срок со дня заключения трудового (гражданско-правового) договора в порядке, предусмотренном Правилами. Нарушение указанных требований влечет наступление административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если в должностные (служебные) обязанности служащего в период прохождения им службы входили отдельные функции государственного или муниципального (административного) управления учреждением, то работа в этом учреждении возможна лишь с разрешения конфликтной комиссии.

Источники


  1. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.

  2. Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.

  3. Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.
  4. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.
Особенности трудоустройства бывших госслужащих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here