Налог на имущество по кадастровой стоимости для юридических лиц

Статья на тему: "Налог на имущество по кадастровой стоимости для юридических лиц" с полным описанием тематики. Мы постарались раскрыть тему понятным языком. Если возникнут вопросы задавайте их дежурному консультанту.

Налог по-старому: как уйти от кадастровой стоимости?

Директор Экспертной группы VETA, судебный эксперт

специально для ГАРАНТ.РУ

С 2015 года налог на имущество организаций стал рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, из-за чего многие компании стали оплачивать его в гораздо большем размере, нежели ранее (ст. 375 Налогового кодекса). И, конечно, у многих возник вопрос: а как платить меньше? И такой способ есть, вернее даже два – установить вместо кадастровой рыночную стоимость или добиться исключения объекта из перечня недвижимости с соответствующим налогообложением.

Установить вместо кадастровой стоимости рыночную – хороший путь для организаций к снижению налога, и многие этим пользуются. Это особенно выгодно, когда первая выше возможной цены покупки или продажи в несколько раз. Тем не менее, в ряде случаев можно добиться исключения объекта из перечня недвижимости, подлежащей налогообложению именно по кадастровой стоимости. Порой это более перспективно, чем процедура с установлением рыночной цены. Правда, этот способ не всем подойдет.

Вопрос в принципе касается не всей коммерческой и производственной недвижимости. В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости только для определенного рода объектов. Это торгово-офисные здания и недвижимость иностранных организаций, если последние не осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства или же их объекты, не имеющие отношения к деятельности через постоянные представительства.

В остальных случаях база по налогу рассчитывается по среднегодовой (или средней) стоимости объекта. Он определяется как сумма величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца, поделенная на количество месяцев в году. Остаточная – это первоначальная стоимость за вычетом износа. Она, как правило, меньше кадастровой, поэтому сумма налога, рассчитанная исходя из среднегодовой стоимости, порой на порядок меньше той, что начислена по кадастровой. Даже с учетом того, что в первом случае ставка налога обычно выше.

Но сделать так, чтобы недвижимость либо не попала в список объектов налогообложения по кадастровой стоимости, либо была исключена из него, можно лишь в определенных случаях. И как это сделать – зависит от региона, в котором работает организация.

Региональный фактор

Налог на имущество организаций является региональным налогом, а значит, многие моменты, которые касаются уплаты налога на имущество, определяют сами регионы (п. 1 ст. 14 НК РФ). Это и ставка, и некоторые особенности формирования базы по налогу, и льготы, и порядок уплаты налога, и порядок проведения некоторых процедур. В частности, порядок исключения из перечня объектов налогообложения по кадастровой стоимости субъекты РФ также сами определяют. Поэтому ситуация в разных регионах может отличаться настолько, что общим может остаться лишь тот факт, что налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для торгово-офисных зданий.

Различия хорошо видны при сравнении двух таких регионов, как Москва и Нижегородская область.

Так, если говорить о налоговой базе объектов на территории Москвы, то она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (без учета жилых помещений и недвижимости иностранных организаций):

В Нижегородской области перечень несколько короче:

  • административно-деловые и торговые центры, помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (статья Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. № 109-З «О налоге на имущество организаций», налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (также без учета недвижимости иностранных организаций).

Ставки данного налога для организаций также разнятся. В Москве это 1,4% от кадастровой стоимости в 2017 году и 1,5% в 2018-м, а в Нижегородской области – постоянно 2%.

Кроме того, иногда применяется пониженная ставка. Так, в Москве при расчете суммы налога применяется коэффициент 0,1, если помещение удовлетворяет нескольким условиям. Например, когда оно находится на цокольном, первом и втором этажах зданий, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением, и используется для размещения объектов общественного питания, розничной торговли, бытового обслуживания, туристской деятельности, деятельности в области исполнительских искусств, музеев, коммерческих художественных галерей и (или) в области демонстрации кинофильмов.

В Нижегородской области в ряде случаев применяется ставка 0,5%. Это относится к гостиницам, размещенным в принадлежащих налогоплательщику зданиях, или к расположенным в административно-деловых центрах помещениям, где выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет госсредств.

Кроме того, у каждого региона есть свои льготы по налогу на имущество, рассчитанному исходя из кадастровой стоимости, и их список достаточно большой в обоих субъектах РФ. Далеко не все льготы распространяются на частные коммерческие организации, но, например, в Москве предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости на 300 кв. м для субъектов малого бизнеса, для организаций, работающих четвертый год, и для организаций, средняя численность работников которых за предыдущий год была не меньше 10 человек, а выручка – 2 млн руб. на одного работника. В Нижегородской области льготами могут воспользоваться (частичное или полное освобождение от уплаты налога) организации, реализующие проекты, признанные приоритетными и инновационными, художественные промыслы и организации в отношении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств в сфере обрабатывающих производств.

Выйти из Перечня

В обоих регионах в отношении недвижимости есть условие «в соответствии с кадастровыми паспортами объектов…». То есть, и в Москве, и в Нижегородской области есть установленный местным законодательством Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Формируется он по определенным правилам, установленным в каждом субъекте РФ, и согласно Письму ФНС России от 19 мая 2017 г. № БС-4-21/[email protected] «О применении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта РФ о налогах.

То есть, постановление может вступить в силу не как остальные «налоговые» нововведения, которые обязательно должны начинать свое действие с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением ряда случаев). В итоге, ничего не запрещает региональным властям обновлять перечень и в середине года, что может стать сюрпризом для некоторых налогоплательщиков, и к этому надо быть готовым.

Читайте так же:  Получение свидетельства о рождении через мфц

Постановления о перечнях объектов недвижимости, налогообложение которых рассчитывается по кадастровой стоимости, подразумевает и возможность исключения из него объектов по ряду причин, в основном по одной – объект фактически не используется для торгово-офисных целей. Как это? В соответствии с п. 3 ст. 378.2 НК РФ, перечисленные в законе объекты (магазины, офисы, общепит и т.д.) должны занимать менее 20% от общей площади. То есть, например, на оставшихся 80% должно располагаться какое-нибудь производство. Также возможны и другие поводы – кардинальная смена деятельности или консервация объекта (фактическое прекращение использования).

Как же исключить объект из Перечня? Процедура в обоих регионах также отличается.

Данные дела рассматривает Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве. Она может поручить Госинспекции по недвижимости определить (в том числе – повторно) вид фактического использования объекта. Для этого надо подать соответствующее заявление в Департамент экономической политики и развития города Москвы (на сайте ведомства есть образец). Документы, которые надо приложить к заявлению (в любом случае):

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия заявителя;
  • выписка из ЕГРП или нотариально заверенная копия свидетельства о собственности.

А далее все зависит от причины, по которой владелец недвижимости решил обратиться в комиссию. Если он считает, что Госинспекция допустила ошибку, так как руководствовалась иными данными, отличными от документов собственника, то в департаменте рекомендуют к заявлению приложить:

  • оригиналы или копии документов кадастрового и (или) технического учета;
  • описание различий в документах собственника и Госинспекции по недвижимости.

Если же ошибка была допущена в расчетах, то нужно предоставить:

  • расчет, проведенный собственником в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. № 257-ПП «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения»;
  • указания на расхождения с расчетом Госинспекции по недвижимости.

В случае изменения вида фактического использования помещения (в связи с началом другой деятельности) необходимы:

  • экспликация и поэтажный план здания с указанием видов деятельности, которые ведутся в каждом из помещений, с отметками о произошедших изменениях;
  • договоры аренды с указанием видов деятельности, которые будут вести арендаторы в снимаемых помещениях;
  • соглашение о расторжении договора аренды;
  • фотоматериалы/видеоматериалы;
  • лицензии на осуществление заявленных видов деятельности;
  • документы, подтверждающие, что указанное производственное, медицинское и иное оборудование действительно расположено в этом здании;
  • ссылки на открытые источники с информацией о виде деятельности, осуществляемой заявителем на территории объекта.

Комиссия нередко принимает решения в пользу заявителей. Так, в 2015 году было подано 250 таких заявлений, назначено 190 повторных мероприятий по определению фактического вида использования объектов, 125 решений принято в пользу собственников (то есть 50% от общего числа поданных заявлений). В 2016 году подано 121 заявление, назначено 55 повторных мероприятий и 39 решений вынесено в пользу заявителя.

Оспорить результаты мероприятий предыдущего года (в данном случае – 2016-го) можно было только до 31 марта текущего года. То есть сегодня собственник может поспорить только с выводами Госинспекции, сделанными уже в 2017 году.

И исключить объект из Перечня на 2017 год можно только в том случае, если повторный акт с выводом, что объект не используется для торгово-офисных целей, составлен до 31 декабря 2016 года. Если позже – то только из Перечня на 2018 год.

Нижегородская область

Здесь процедура исключения из Перечня несколько иная. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия при министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области. Для этого надо сделать отчет о фактическом использовании и подать заявление в министерство. На данный момент можно исключить объект только из Перечня за 2017 года – за 2016 год уже поздно (по срокам действуют те же правила, что и Москве).

Кстати, если комиссия примет отрицательное решение, то его можно обжаловать в судебном порядке. Но, в принципе, в Нижегородской области практика исключения из Перечня в основном положительная, в том числе и при обжаловании в суде.

Главное условие

Шанс исключить объект из Перечня напрямую зависит от вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка и наименования (назначения) объекта. Если они предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, то такие объекты не подлежат исключению из перечня, даже если они убираются в необходимую пропорцию 20%/80%. И подавать заявку или заказывать экспертизу в этом случае нецелесообразно.

То есть, если по всем документам объект – заведение общепита, например столовая, то и рассматривать ее будут как столовую, несмотря на то, что фактическое использование может быть другое (или даже не использоваться вовсе). Но обычно таких назначений бывает несколько, что, в принципе, оставляет пространство для маневра. Главное – ничего не напутать.

Рубрика: Налоги и бухучет

Теги: Москва, юрлица, налог на имущество организаций, бухучет и отчетность, налоги, сборы, взносы, практические ситуации, ФНС России

Рассчитываем налог на имущество организаций по-новому

Осталось совсем немного времени до 30 марта – последнего дня сдачи налоговой декларации по налогу на имущество организаций. Сама форма декларации осталась прежней, а вот порядок расчета налога для многих организаций изменился.

ФОРМА

И хотя поправки в НК РФ в отношении налога на имущество были внесены в 2014 году, а некоторые даже в 2013 году, вступили они в силу только с 1 января 2015 года (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 307-ФЗ). А значит, что отчетность за 2014 год придется сдавать с учетом этих изменений. Разберемся, на что же обратить внимание при расчете налога.

Кто платит налог на имущество и как рассчитать налоговую базу

Прежде всего стоит напомнить, что налог теперь должны платить все организации, имеющие налогооблагаемое имущество. Напомним, до 1 января 2015 года из их числа были исключены организации, находящиеся на УСН и ЕНВД (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Правда, последние по новым правилам обязаны уплачивать налог только с имущества, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость.

Дело в том, что, как и раньше, по общему правилу налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, которая, в свою очередь, учитывается по остаточной стоимости (п. 1 ст. 375 НК РФ). Но для некоторых объектов теперь применяется другой порядок – исходя из кадастровой стоимости имущества. НК РФ устанавливает четыре вида таких объектов:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них;
  • нежилые помещения, предусмотренные или фактически используемые для размещения в них офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, которые не осуществляют свою деятельность в России через постоянные представительства или которые не используют такие объекты в своей деятельности на территории России;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 378.2 НК РФ).
Читайте так же:  Как вернуть обувь без чека и можно ли это сделать

Несмотря на то, что на первый взгляд перечень объектов невелик, в реальности он охватывает достаточно большое количество организаций. Ведь только в Москве на конец 2014 года, по оценкам международной консалтинговой компании в области недвижимости CBRE, общий объем предложения торговых площадей достиг отметки 4803 тыс. кв. м.

Если же организация владеет не всем зданием, а только частью помещений в нем и при этом кадастровая стоимость данных помещений не определена, налоговую базу следует рассчитывать следующим образом:

Налоговая база помещения = (кадастровая стоимость здания, в котором находится помещение / общая площадь здания) х площадь помещения (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

Кадастровую стоимость здания можно узнать на Публичной кадастровой карте, найдя соответствующее здание. Если же нужных сведений на этом ресурсе не оказалось, можно узнать кадастровую стоимость на сайте Росреестра в разделе «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»). Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер помещения или же его адрес. Еще один вариант – направить в ведомство электронный запрос на получение сведений из государственного кадастра недвижимости. Ответ должны прислать уже через пять рабочих дней (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; далее – Порядок). При этом форму ответа заявитель может выбрать самостоятельно – либо электронным письмом (для этого необходимо указать адрес электронной почты), либо на бумажном носителе (высылается почтой на указанный почтовый адрес, или направляется в любое территориальное отделение Почты России до востребования) (п. 27 Порядка). В первом случае размер госпошлины за услугу составит 150 руб., во втором – 400 руб. (скан-копия платежки должна быть приложена к запросу).

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Рассчитать госпошлину за получение сведений из государственного кадастра недвижимости можно с помощью нашего калькулятора.

Если налогоплательщик считает, что кадастровая стоимость его имущества серьезно отличается от рыночной, он вправе обжаловать результаты кадастровой оценки. Обратиться можно в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра или в суд. Отметим, что для юридических лиц претензионный (досудебный) порядок оспаривания стоимости в комиссии является обязательным (ст. 24.18 гл. III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Для обращения в комиссию нужно подать заявление об оспаривании кадастровой стоимости и следующие документы:

  • кадастровую справку о стоимости объекта недвижимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (например, свидетельства о праве собственности);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости – если кадастровая стоимость оспаривается по этому основанию (например, оценщик исходил из ошибочного метража квартиры, что можно подтвердить техпаспортом помещения);

БЛАНК

Заявление на пересмотр кадастровой стоимости
Другие бланки

Налоговые ставки и льготы

Налоговые ставки при расчете налоговой базы на основе среднегодовой стоимости имущества устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (п. 1 ст. 380 НК РФ).

Для тех, кто будет рассчитывать налог исходя из кадастровой стоимости, предусмотрены другие налоговые ставки, которые также должны устанавливаться субъектами России. Если регионы ставки самостоятельно не установили, то для расчета налога нужно использовать ставку, определенную НК РФ. Отметим, что предусмотрен переходный период – в течение первых двух лет будут использоваться пониженные налоговые ставки. Так, для расчета налога на имущество за 2014 год установлена максимальная ставка в размере 1%, за 2015 год – 1,5%. С 2016 года максимальная ставка выравняется до уровня 2%. При этом для Москвы установлены индивидуальные ставки: за 2014 год – 1,5% и за 2015 год – 1,7%. В 2016 году размер налоговых ставок для столичных налогоплательщиков сравняется с размером общеустановленных (подп. 1-2 п. 1.1 ст. 380 НК РФ).

СОВЕТ

Посмотреть, какую ставку по какому виду имущества нужно применять в том или ином регионе, можно на официальном сайте ФНС России.

Также регионы могут самостоятельно установить ставки по налогу на имущество в зависимости от от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения, которые не должны превышать общеустановленной (п. 2 ст. 380 НК РФ).

Некоторые организации могут воспользоваться и новыми льготами, то есть не уплачивать налог. Они распространяются на имущество, одновременно расположенное во внутренних морских водах России, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и используемое при разработке морских месторождений углеводородного сырья (п. 24 ст. 381 НК РФ).

Как рассчитывать налог на имущество по новым правилам

Рассмотрим на примере, как правильно рассчитать налог и заполнить декларацию.

Прежде всего стоит определить, какое имущество будет облагаться налогом. Потом, исходя из вида имущества, выбрать порядок расчета налоговой базы. Необходимо также проверить, имеются ли льготы по данному виду имущества. Далее, в зависимости от местонахождения имущества, определяется налоговая ставка и рассчитывается сам налог.

Организация владеет одним офисным помещением в Москве общей площадью 140 кв. м., при этом его кадастровая стоимость не определена. Кадастровая стоимость самого здания составляет 965 859 064 руб., при этом его общая площадь – 7003 кв. м.

Прежде чем определим налоговую базу, нужно рассчитать кадастровую стоимость офисного помещения. Для этого необходимо кадастровую стоимость всего здания разделить на его площадь и умножить на площадь офисного помещения:

Видео (кликните для воспроизведения).

965 859 064 руб. / 7003 кв. м х 140 кв. м = 19 308 906 руб.

Далее, определим налоговую ставку. Поскольку помещение находится в Москве, то для расчета налога за 2014 год должна использоваться ставка в размере 1,5%.

Исходя из этого рассчитаем налог – для этого налоговую базу умножим на ставку.

19 308 906 руб. х 1,5% = 289 634 руб.

СОВЕТ

Ознакомиться с порядком заполнения декларации по налогу на имущество организаций можно в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 24 ноября 2011 года № ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения», которым утверждена и сама форма декларации.

Читайте так же:  Транспортный налог для пенсионеров - какие льготы доступны

После заполнения декларации необходимо проверить ее на соответствие утвержденным ФНС России контрольным соотношениям. Подробную таблицу с данными, описанием значений граф и полей декларации, а также с возможными нарушениями в случае расхождения показателей и вариантов их исправления ведомство разработало в декабре 2014 года (Контрольные соотношения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций).

Если кадастровая стоимость недвижимости не определена — налог на имущество платить не нужно

В своем Письме от 27 сентября 2017 г. N 03-05-04-01/62799 Минфин ответил на вопрос о том, необходимо ли уплачивать налог на имущество, если недвижимость не включена в региональный перечень объектов, налоговая база в отношении которых принимается равной кадастровой стоимости или если данная данная стоимость совсем не установлена.

Согласно указанного письма в случае, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, поименованных в пп. 1 и 2 п. 1 ст.378.2 НК РФ была определена и (или) указанный объект недвижимости не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ, без учета положений статьи 378.2 НК РФ.

При этом в Налоговом кодексе отсутствуют специальные нормы, регулирующие порядок определения налоговой базы в указанном случае.

П. 2 ст. 378.2 НК РФ прямо указано, что после принятия указанного закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст.378.2 НК РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается.

Поэтому, по мнению Минфина, в отношении включенного в Перечень объекта недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого не определена, налог на имущество организаций не уплачивается.

Иными словами, налог платить не нужно в случае, если недвижимость включена в региональный перечень, но кадастровая стоимость ее не определена и наоборот, если кадастровая стоимость определена, но само здание не включено в перечень.

Напомним, что в обязательном порядке налог на имущество организаций уплачивают организации, применяющие общий режим налогообложения, фирмы на спецрежимах (УСН, ЕНВД и ЕСХН) данный налог не платят за исключением некоторых объектов, перечисленных в ст. 378.2 НК РФ (торговые центры, административно-торговые центры и др.). В отношении указанных объектов налоговая база принимается равной их кадастровой стоимости на 1 января отчетного года.

Более подробно про налог на имущество организаций, порядок его расчета и уплаты можно узнать.

Перечень имущества, облагаемого по кадастровой стоимости

Перечень имущества, облагаемого по кадастровой стоимости (далее — Перечень имущества), ежегодно формируется и публикуется в открытом доступе уполномоченным органом исполнительной власти субъекта федерации. Что представляет собой Перечень имущества и для чего он нужен, читайте в статье.

Что такое кадастровая стоимость

Под кадастровой стоимостью понимается рыночная оценка имущества, определяемая независимыми оценщиками под контролем уполномоченных федеральных органов власти. Кадастровая оценка осуществляется с соблюдением положений закона «Об оценочной деятельности» от 29.07.1998 № 135-ФЗ. Переоценка имущества производится не чаще 1 раза в 3 года (по федеральным городам не чаще 1 раза в 2 года) и не реже 1 раза в 5 лет. Итоги произведенных оценочных работ вносятся в единую базу Росреестра.

О том, где найти информацию о кадастровой стоимости конкретного имущества, читайте в статье «Как узнать кадастровую стоимость имущества».

Для чего нужен Перечень имущества

Перечень имущества содержит список тех объектов обложения налогом на имущество, для которых этот налог рассчитывается исходя из их кадастровой оценки. У уполномоченных органов власти субъектов федерации в связи с этим появилась дополнительная функция — предоставление детализированного перечня недвижимых объектов, относящихся к категориям объектов, облагаемых налогом от кадастровой стоимости. Виды этих объектов перечислены в подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган власти субъекта федерации до начала предстоящего года составляет Перечень имущества, предоставляет его в ФНС и размещает в открытом доступе на собственном сайте либо на сайте субъекта федерации.

Перечень имущества составляется в форме списка объектов недвижимости с проставлением информации по их кадастровым номерам и точным адресам. На основании этого перечня налогоплательщики определяют принадлежность недвижимости, числящейся на их балансе в виде основного средства, к имущественным объектам, облагаемым налогом на имущество по кадастровой стоимости.

Как платить налог, если недвижимость есть в кадастровом перечне, но ее стоимость не определена, узнайте здесь.

Ежегодно составляемые уполномоченными органами власти субъектов федерации Перечни имущества содержат техническую информацию и предназначены для уведомления налогоплательщиков и ФНС о недвижимости, облагаемой налогом на имущество по кадастровой стоимости.

Расчет налога на имущество по кадастровой стоимости

Налог на имущество в отношении определенной недвижимости считается исходя из ее кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ). При этом если организация владеет не только кадастровой недвижимостью, но и другим имуществом, облагаемым налогом на имущество организаций, то компании необходимо будет делать два отдельных расчета: «кадастровый» и «среднегодовой»»>TEXT. Причем стоимость кадастровой недвижимости не нужно учитывать при расчете налога по среднегодовой стоимости.

Об объектах недвижимости, которые облагаются по кадастровой стоимости, можно прочитать в отдельном материале.

Расчет налога на имущество по кадастровой стоимости

Налог на имущество по кадастровой стоимости рассчитывается по следующей формуле:

С предельными размерами ставок можно ознакомиться в отдельной статье.

Если в вашем регионе установлены отчетные периоды по налогу на имущество организаций, а также обязанность уплачивать авансовые платежи по этому налогу (п. 3 ст. 379, п. 6 ст. 382 НК РФ), то аванс считайте следующим образом (пп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ):

Рассмотрим расчет налога на имущество на примере.

Кадастровая стоимость административно-делового центра, расположенного на территории города Москвы, по состоянию на 01.01.2017 года установлена в размере 290 млн руб. Ставка кадастрового налога составляет 1,4% (п. 1,1.1 ст. 380 НК РФ, п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64). В г. Москве установлена обязанность плательщиков перечислять авансовые платежи (ч. 2 ст. 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64).

За год организация должна заплатить 4,06 млн руб. налога на имущество (290 млн руб. х 1,4%). А сумма квартального авансового платежа составит 1,015 млн руб. (290 млн руб./4 х 1,4%).

Также стоит отметить, что если недвижимостью, налог в отношении которой рассчитывается по кадастровой стоимости, вы владели неполный год, то при расчете налога используется коэффициент владения (п. 5 ст. 382 НК РФ).

[1]

Расчет имущественного налога при владении кадастровой недвижимостью неполный год

Коэффициент владения определяется так:

Читайте так же:  Какие льготы положены инвалидам 2 группы

Полным месяц владения считается, если право собственности на недвижимость возникло до 15 числа месяца включительно или право собственности прекращено после 15 числа месяца. Например, право собственности на кадастровую недвижимость возникло у организации 10.04.2017, соответственно, при расчете коэффициента владения в знаменателе будет стоять «9» (количество месяцев с апреля по декабрь). Если бы право собственности возникло, допустим, 17.04.2017, то в знаменателе бы уже стояло «8» — количество месяцев с мая по декабрь (апрель в данном случае считается неполным месяцем и в расчет не включается).

Соответственно, при расчете суммы налога за год в первом случае коэффициент владения будет равен 9/12, во втором – 8/12.

Используя данные предыдущего примера, рассчитаем сумму годового кадастрового налога. Она составит:

  • 3,045 000 руб. (4 060 000 руб. х 9/12) – при владении имуществом полных 9 месяцев в году;
  • 2 706 667 руб. (4 060 000 руб. х 8/12) – при владении имуществом полных 8 месяцев в году.

Чтобы определить сумму налога, подлежащую доплате в бюджет по итогам года, из годовой суммы нужно вычесть сумму авансов, начисленных в течение года (п. 2 ст. 382 НК РФ).

Правительство Москвы составило перечень «кадастровой» недвижимости на 2018 год

Для Москвы утвержден перечень объектов коммерческой недвижимости на 2018 год, по которым налог на имущество организаций рассчитывается от кадастровой стоимости. Об этом сообщает департамент экономической политики и развития города Москвы.

В новый перечень вошло около 25 тысяч объектов общей площадью почти 90 миллионов «квадратов». Это на 4% больше, чем в предыдущем налоговом периоде. Это связано с работой, направленной на справедливое распределение налоговой нагрузки.

«Город, таким образом, продолжает работу, направленную на справедливое распределение налоговой нагрузки — в зависимости от реальной стоимости имущества, создает равные условия налогообложения для схожих объектов торговой и офисной недвижимости», — отметил Министр Правительства Москвы, глава Департамента экономической политики и развития города Владимир Ефимов.

Он напомнил, что в столице создана сбалансированная система льгот для включенных в перечень торгово-офисных объектов, которые относятся к социально значимым либо производственным сферам деятельности.

В 2016 году для трех тысяч объектов недвижимости сумма налоговых льгот составила около трех миллиардов рублей.

Информацию о порядке налогообложения, ставках, льготах по налогу на имущество от кадастровой стоимости, действиях в случае несогласия с включением объекта недвижимости в перечень налогоплательщики могут получить на странице Департамента экономической политики и развития города Москвы.

Включен ли ваш объект в утвержденный перечень объектов недвижимости?

Это можно узнать с помощью сервиса для поиска объектов недвижимого имущества, по которым налог на имущество исчисляется от кадастровой стоимости.

Данный сервис предназначен для поиска объектов недвижимого имущества, включенных в Перечень торговых, офисных объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, облагаемых налогом на имущество от кадастровой стоимости.

В случае если Вам принадлежит нежилое помещение в нежилом здании, то в Перечне необходимо осуществлять поиск здания, в котором расположено данное помещение.
В настоящее время в данном сервисе содержатся утвержденные Перечни на 2014 – 2018 гг.

Ознакомиться с критериями, по которым объекты недвижимости включаются в Перечень, порядком налогообложения, ставками, льготами по налогу на имущество от кадастровой стоимости можно на официальном сайте Мэра Москвы.

1. Как пользоваться сервисом?

Поиск в Перечне осуществляется по кадастровому номеру или по адресу объекта недвижимости. Обращаем внимание, что поиск по кадастровому номеру более точен, в то время как поиск по адресу может не дать корректного результата в связи с индивидуальными особенностями написания адреса объекта (например, использование буквы «е» или «ё» в названии улицы).

Кадастровый номер объекта можно увидеть в свидетельстве о праве собственности на объект, выписке из ЕГРН, кадастровом паспорте на объект, на сайте Росреестра

Результаты поиска носят исключительно информационный характер, не являются доказательством наличия или отсутствия объекта недвижимого имущества в Перечне соответствующего года и не могут служить основанием для расчета налога.

В результатах поиска указывается также информация о том, по какому критерию объект недвижимого имущества включен в Перечень. Обращаем Ваше внимание, что в сервисе отражается только один из критериев, по которым объект включен в Перечень, хотя объект может соответствовать нескольким критериям одновременно. Более подробную информацию о критериях включения объекта в Перечень можно найти в пунктах 2 и 3 раздела «Часто задаваемые вопросы».

Официальную информацию о наличии или отсутствии объекта недвижимого имущества в перечне соответствующего года Вы найдете в постановлениях Правительства Москвы от 29 ноября 2013 г. № 772-ПП (действует в 2014 году) и от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП (вступил в силу с 1 января 2015 года), в 2016 году – в редакции от 26 ноября 2015 г. № 786-ПП, в 2017 году — от 29 ноября 2016 г. № 789-ПП, в 2018 году — от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП.

2. Какие объекты включены в Перечень на 2018 год?

В Перечень на 2018 год включены объекты, соответствующие следующим условиям:

  • Здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования, включающим размещение торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания;
  • Нежилое здание (площадью свыше 1 тыс.м 2 ) либо нежилое помещение в жилом доме (если совокупная площадь нежилых помещений превышает 3 тыс.м 2 )фактически используется не менее чем на 20% общей площади для торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания согласно акту Госинспекции по недвижимости;
  • Нежилое здание либо нежилое помещение, расположенное на пешеходных зонах (список таких зон см. здесь), фактически используется не менее чем на 20% общей площади для размещения торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания согласно акту Госинспекции по недвижимости, либо имеет соответствующее назначение в документах технического учета.

Ознакомиться с критериями включения объектов недвижимого имущества в Перечни на 2014-2018 год можно здесь.

3. Как определить, по какому критерию объект был включен в Перечень?

  • В результатах поиска объекта недвижимости в сервисе указывается информация о том, по какому критерию объект недвижимого имущества включен в Перечень. Обращаем внимание, что в сервисе отражается только один из критериев, по которым объект включен в Перечень, хотя объект может соответствовать нескольким критериям одновременно.
  • Проверить, проводилось ли обследование Госинспекцией по недвижимости (здесь).
Читайте так же:  Какие отчисления за себя и за сотрудников должен произвести ип

Если обследование не проводилось, значит, объект недвижимости включен в Перечень на основании вида разрешенного использования земельного участка (либо документов технического учета для объектов, расположенных на пешеходных зонах, подробнее о критериях см. Вопрос № 2).

  • Обратиться в Департамент экономической политики и развития города Москвы за разъяснениями, по каким критериям Ваш объект недвижимости был включен в Перечень, а также узнать о порядке его налогообложения и возможных льготах (подробнее).
  • Ознакомиться с порядком налогообложения Вашего объекта недвижимости налогом на имущество, уплачиваемым от кадастровой стоимости, можно здесь.

    4. Что делать, если Вы не согласны с включением объекта недвижимости в Перечень?

    1. Определить, по какому критерию объект был включен в Перечень (см. вопрос № 3).
    2. В случае если здание было включено в Перечень, поскольку вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение торговли, офисов, бытового обслуживания или общественного питания, но данный участок фактически не используется под заявленные цели, Вы можете:
      • обратиться в Департамент городского имущества города Москвыв ближайшее время для исключения указанных видов размещения из вида разрешенного использования земельного участка и внесения данных изменений Росреестром в ЕГРН до 31 декабря 2017 года (подробнее), либо
      • если изменение вида разрешенного использования нецелесообразно, либо не было произведено до 31 декабря 2017 года, но при этом объект недвижимости фактически используется для вышеуказанных видов деятельности менее чем на 20% площади, обратиться до 30 апреля 2018 года в Госинспекцию по недвижимости для составления акта обследования до 30 июня 2018 года. Это позволит снизить налог в 4 раза, заявив соответствующую льготу (см. вопрос № 5, льгота № 1).
    3. В случае если объект недвижимости был включен в Перечень по акту Госинспекции, как фактически использующийся не менее чем на 20% общей площади для размещения торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания, Вы можете:
      • в случае если акт был составлен в 2017 году и Вы с ним не согласны – обратиться в Департамент до 31 марта 2018 года для рассмотрения Вашего заявления на комиссии с целью составления Госинспекцией повторного акта, подтверждающего отсутствия данных видов использования объекта (подробнее);
      • в случае если с даты составления акта фактическое использование объекта изменилось и сейчас он используется для вышеуказанных видов деятельности менее, чем на 20% общей площади – обратиться в Департамент для рассмотрения Вашего заявления на комиссии с целью составления Госинспекцией по недвижимости акта, подтверждающего отсутствие данных видов использования объекта до 31 декабря 2017 года (подробнее).

    Если объект недвижимости включен в Перечень одновременно по нескольким критериям и Вы с ними не согласны, то необходимо осуществить действия, описанные выше в подпунктах 2 и 3.

    5. Какими льготами я могу воспользоваться в отношении объектов, включенных в Перечень?

    Федеральные налоговые льготы предусмотрены в главе 30 Налогового кодекса РФ.

    Основные региональные льготы:

      Снижение налога в 4 раза — для объектов, фактически используемых для торгово-офисных целей менее чем на 20% общей площади, но включенных в Перечень, поскольку они расположены на земельных участках с видом разрешённого использования для размещения офисных объектов, объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания (ч. 2.3 ст. 4.1 Закона № 64).

    Внимание! Для применения данной льготы в 2018 году необходимо в период с 1 января 2017 года до 30 июня 2018 года получить акт обследования Госинспекции по недвижимости, подтверждающий, что объект недвижимости используется для размещения офисных объектов, объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания менее чем на 20% общей площади.

    Снижение налога в 4 раза для заводоуправлений (офисных зданий, используемых для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих производственную деятельность) (ч. 2.1 ст. 4.1 Закона № 64);

    [2]

    Внимание! Для применения данной льготы в 2018 году необходимо в период с 1 января 2017 года до 30 июня 2018 года получить два акта обследования Госинспекции по недвижимости: акт, подтверждающий использование офисного здания под заводоуправление, и акт, подтверждающий наличие производства на земельном участке заводоуправления или смежном земельном участке.

  • Снижение налога в 4 раза для образовательных, медицинских и научных организаций в отношение помещений, расположенных в торговых и бизнес-центрах, используемых для образовательной, медицинской и научной деятельности (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 64);
  • Льгота для субъектов малого предпринимательства — уменьшение налоговой базы на кадастровую стоимость 300 м 2 площади объекта для субъектов малого предпринимательства (ч. 1 ст. 4.1 Закона № 64);
  • Льгота для гостиниц — уменьшение налоговой базы на кадастровую стоимость увеличенной вдвое минимальной площади номерного фонда гостиницы (ч. 2.2 ст. 4.1 Закона № 64);
  • Льготы для инвестиционных приоритетных проектов города Москвы:
    • промышленных комплексов — уплата 50% суммы исчисленного налога в отношении недвижимого имущества промышленных комплексов (ч. 1.4 ст. 4 Закона № 64);
    • технопарков и индустриальных парков — полное освобождение от уплаты налога в отношении недвижимого имущества технопарка или индустриального парка (п. 27 ч. 1 ст. 4 Закона № 64).
  • Более подробно с условиями применения вышеуказанных льгот, а также с др. льготами можно ознакомиться здесь.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    620100, г. Екатеринбург, ул. Ткачей, д. 23 (БЦ «Clever Park»), офис 13 (отдельный вход)

    Источники


    1. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.

    2. Вышинский, А. Я. А. Я. Вышинский. Судебные речи / А.Я. Вышинский. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 2017. — 564 c.

    3. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Часть 2. Особенная часть, специализация / ред. И.Л. Трунов. — М.: Эксмо, 2016. — 864 c.
    4. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.
    Налог на имущество по кадастровой стоимости для юридических лиц
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here